Развитие самодеятельности и творчества студентов средствами экскурсионно-краеведческой деятельности


Сухинина Е.Ф., преподаватель ГОУ СПО
Константиновский педагогический колледж.




Одна из основных задач студенческого самоуправления - развитие инициативы, самодеятельности и творчества. Она решается разными методами и во всех структурах самоуправления нашего колледжа. Экскурсионно-краеведческое бюро "Истоки" является составной частью студенческого самоуправления и работает на общественных началах. Высшим органом управления бюро является Совет, который включает в себя: зам. директора по воспитательной работе, представителя лидерского центра, руководителей отделов бюро, кружков. В составе бюро действуют следующие отделы:

1. "Школа юных экскурсоводов" для учащихся 9 класса и студентов 1-х курсов.
2. Лаборатория "Краеведение" для уч-ся 5-9 классов.
3. Историко-краеведческий кружок для уч-ся 3-4 классов основной базовой школы.
4. Отдел "Через игру - к познанию истории города".
5. Экскурсионный отдел в составе студентов 2-5 курсов, владеющих методикой подготовки и проведения экскурсий и музейных занятий, успешно сдавших экзамен в "Школе юных экскурсоводов".

Цели и задачи экскурсионно-краеведческого бюро:

1. Воспитание у студентов и школьников чувства патриотизма, гражданского долга.

2. Реализация требований регионального компонента к минимуму содержания исторического образования.

3. Овладение школьниками и студентами колледжа методикой подбора и обработки краеведческого материала, организации и проведения экскурсий по разнообразной тематике.

4. Сбор краеведческого материала, памятников старины для пополнения фондов школьного историко-краеведческого музея "Страницы истории донского края".

5. Развитие интереса к истории Отечества, донского края через массовые, конкурсно - игровые мероприятия, доступную для возраста историко-краеведческую деятельность учащихся младшего и среднего школьного возраста.

6. Развитие самодеятельности студентов, включение их в активную общественно-полезную деятельность.

7. Развитие творческих способностей школьников и студентов.

Деятельность экскурсионно - краеведческого бюро координируют: зам. директора по воспитательной работе Абозина Г.А., зам. директора по учебной работе Михайлова О.Н., зам. директора колледжа по основной школе Толмачева Л.Н..

Организационно - методическую помощь в работе бюро оказывают:

- Константиновская районная библиотека (методист - библиограф Граф В.П.);

- Редакция районной газеты "Донские огни" (зав. отделом - Крюков В.Н.);

- Донская государственная публичная библиотека (Э.Сокольский, отдел краеведения);

- Коллекционер и краевед Вегерин В.И.( преподаватель нашего колледжа).

Активное участие в работе экскурсионно-краеведческого бюро принимают учащиеся школы и студенты всех курсов. Его деятельность осуществляется по трем направлениям:
- поисковая работа;
- учебно-исследовательская;
- просветительская.

В результате поиска осуществляется сбор краеведческого материала, создание сообщений, буклетов и рефератов на темы: "Мой город (хутор) в истории родного края", " Моя семья (земляки) в годы Великой Отечественной войны". Занятия в школе "Юного экскурсовода" дают возможность овладеть методикой подбора и обработки краеведческого материала, организации и проведения экскурсий по разнообразной тематике. Для наших студентов и школьников, гостей и жителей города мы проводим пешеходные экскурсии на темы:
- "Дом, в котором мы живем";
- "По старым улицам станичным";
- "Покровская церковь - памятник архитектуры";
- "Константиновск литературный".

Музейные занятия на темы:
- "Наш земляк - Осипов Б.С - Герой Социалистического труда СССР, полярный летчик";
- "Награды Великой Отечественной войны";
- "Наши земляки - герои Советского Союза";
- "Донская земля дарит вдохновение";
- "Путешествие в страну нумизматики и бонистики";
- "Что стояло на столах в древности";
- "В гостях у самовара";
- "Кто такие казаки";
- "Станица Константиновская - центр 1 Донского округа";
- "Жизнь и быт донских казаков" и другие.

Экскурсионный отдел организует также поездки в музеи Ростовской области, Москвы, Санкт - Петербурга, Владимира, Рязани, Астрахани, Волго-града и других городов России.

Использование современной мультимедийной компьютерной техники расширяет возможности юных экскурсоводов. Дополнительный материал для экскурсий и занятий берем из разных источников: Интернет, компакт диски, сканирование репродукций из книг и альбомов, фото и видеосъемка исторических объектов недоступных для массового просмотра по определенным причинам. Первым шагом стали слайдфильмы об исторических и памятных местах нашего города и его архитектурных памятниках, а также заочные экскурсии.

Создание заочных экскурсий вызвано тем, что обычная пешеходная экскурсия продолжается более двух часов, а погодные условия и возраст школьников препятствуют ее проведению. Студенты - юные экскурсоводы нашего бюро обрабатывают собранный краеведческий материал, дополняют его фотографиями, репродукциями, музыкальным сопровождением, так в результате их поисково-исследовательской работы созданы презентации музейных занятий и экскурсий на темы: "Константиновск литературный", "По старым улицам станичным", "Покровская церковь - памятник архитектуры", презентация школьного музея и видеофильм "Я расскажу вам о …". Эти работы широко используются студентами во время прохождения педагогической практики и учителями школы на уроках истории и внеклассных занятиях.

Деятельность экскурсионно-краеведческого бюро, на наш взгляд, позволяет:

- расширить образовательную среду и обеспечить получение студентами и школьниками дополнительных знаний по истории родного края, традициях казачества;

- усилить активную самостоятельную познавательную деятельность студентов;

- активизировать патриотическое воспитание студентов и школьников, развитие их самосознания, чувства национального и человеческого достоинства;

- развивать профессиональные умения будущих учителей, овладение методикой краеведческой деятельности, подготовки и проведения экскурсий.

- развивать самодеятельность студентов, включать их в активную общественно-полезную работу;

- развивать творческие способности школьников и студентов, содействовать их самореализации.

Таким образом, деятельность нашего бюро способствует решению задачи подготовки конкурентоспособного специалиста, готового к самостоятельному определению перспектив своего профессионально-личностного развития.