Музейная педагогика как средство воспитания человека культуры




Сухинина Е.Ф., преподаватель Константиновского педагогического колледжа

Концепция личностной культурологии воспитания Бондаревской Е.В. базируется на идее воспитания человека культуры при обращении к развитию культуры его внутреннего мира. Как найти способ и язык вхождения в культуру и как ввести в нее детей? Как лучше и доходчивее рассказать им о нашей культуре, чтобы не вызвать иронию, недоверие, а заинтересовать, заставить думать?

Создавая условия для культурной деятельности, которая насыщена моральными ценностями, необходимо планировать соответствующую систему образовательных ситуаций, активизирующих воображение, включать детей в активную, деятельную учебу, чтобы они могли сами с увлечением участвовать в действиях по реконструкции тех норм и идеалов, которые должны изучаться в рамках учебного процесса. Наиболее эффективно дети учатся посредством действия и поступков.

На мой взгляд, используя различные формы музейной педагогики можно решать задачи формирования культурного человека, субъекта воспитания с гуманистической системой ценностей, для которого культурные привычки естественны, как дыхание.

В настоящее время музейную педагогику рассматривают как самостоятельную научную дисциплину, интегрирующую музееведение, педагогику, психологию, культурологию, историю. Она реализует различные методы и средства в работе музеев со школьниками, их участия в школьном обучении. Во многих странах музей рассматривается как элемент системы непрерывного образования, а посещение детьми музеев является обязательной частью учебных программ.

В России в 90-е годы также наметилась тенденция развития музейной педагогики. На базе музеев Москвы, С - Петербурга, Владимира, Подольска и др. городов действует множество проектов, связанных с изучением коллекций музея, созданием тематических экспозиций и выставок, организуется практическая работа детей по специальным музейным программам.

С 1992-1993 учебного года экспериментальная группа музейных педагогов г. Москвы работает по авторским вариантам программы курса "Музей и культура" в детских садах и начальных классах. Музейным педагогам удалось достичь взаимопонимания с учителями начальных классов и гуманитарных дисциплин, а также включить детей в мир культуры, воспитать желание посещать музеи, научить воспринимать музей как источник знаний и эстетических переживаний.

Что делать, если в городе нет музеев, а самый ближайший за 60-100 км? Здесь решить проблему соединения музейной и школьной педагогики может такое направление музейной педагогики как "Музей в чемодане". Так в Москве работает Детский открытый музей, который создает мобильные варианты выставок, а затем экспонирует их в других городах России. Посетители выставок могут манипулировать музейными предметами, включаются в игру-путешествие.

Еще одним перспективным направлением развития музейной педагогики становится массовое движение по созданию музеев в населенных пунктах и отдельных школах. Совместными усилиями администрации базовой школы и преподавателей педколледжа создается исторический музей. Он постепенно пополняется новыми экспонатами, исторически ценными предметами и документами. Музей, а вернее, небольшая музейная комната, открывает новые возможности для школьников и студентов в приобщении к культуре с помощью музейных средств.

На базе школьной музейной комнаты работает студенческая "Школа юного экскурсовода", в которой студенты 1-2-х курсов получают знания и навыки подготовки и проведения экскурсий. Они увлеченно и активно участвуют в работе музея. В прошлом учебном году мы организовали несколько тематических выставок и провели музейные занятия с учащимися 1-9 классов и студентами педколледжа.

На первом занятии посетителей познакомили с историей музеев, дали представление о том, что такое музей, для чего создаются музеи, что является музейным экспонатом, о чем он может рассказать, почему нужно бережно относится к документальным свидетельствам прошлого, рассказали о музеях Москвы, С - Петербурга и Ростова - на - Дону.

Была оформлена экспозиция на тему "Награды нашей Родины", основу которой составили коллекции орденов и медалей, на время представленные музею жителями города и преподавателями колледжа, а также наградные документы и биографические сведения о награжденных, их фотографии. Юные экскурсоводы рассказали о статусе российских орденов и медалей XVIII - XIX в.в, о наградах СССР, о жизни, военных подвигах, трудовой доблести соотечественников, познакомили с биографиями своих земляков, героически проявивших себя в годы Великой Отечественной войны.

Вторая экспозиция была посвящена нашему земляку - Борису Семеновичу Осипову, полярному летчику. За успешное выполнение перелета "Москва - Антарктида" в 1961г. он был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Его жена и дочь передали в музей все документы героя, полетные карты, награды, фотографии, мундир, литературу о нем. Посетители этого занятия отмечали, что жизнь и деятельность Б.С.Осипова является примером, что очень важно выбрать профессию по душе, не искать в жизни легких путей, выполнять работу с радостью и воодушевлением. Материалы этой экспозиции были использованы студенткой 1-го курса Морозовой Н. для написания реферата по истории России, который экзаменационная комиссия оценила на "отлично". Так работа юного экскурсовода с документами и материалами дала возможность для развития творчества.

Накануне празднования Дня Победы в музее была развернута новая выставка-экспозиция на тему "Суровая память войны". Преподаватель колледжа Вегерин В.И. собрал и передал в музей остатки оружия, орудий, патроны, гильзы, котелки, каски времен Великой Отечественной войны, обмундирование, награды, знаки отличия. Был собран материал о жителях города - участниках Великой Отечественной войны. Школьники с помощью реальных предметов как бы "перенеслись" во времена войны, ощутили себя не посторонними наблюдениями, а участниками далекого прошлого, прикасаясь к суровой памяти того времени. Они были заинтересованы в поиске среди своих родственников участников войны и тех предметов, которые могут рассказать о прошлом. Таким образом, это занятие заставило детей осваивать реальность с включением в него прошлого, прививало интерес к тому, кто и что их окружает.

В настоящее время на базе музея проводятся внеклассные занятия по истории с использованием небольших выставок и коллекций на темы: " Путешествие в страну нумизматики и бонистики", " В стране фалеристики и геральдики", "Кто такие казаки", "Что стояло на столах в древности" и другие. Их проводят студенты школьного отделения во время прохождения педагогической практики. Начат сбор материалов на тему: "Станица Константиновская - центр 1-го Донского округа", "Наши земляки-герои Советского Союза", "История русского самовара", "Памятники архитектуры нашего города".

За год работы музея студенты и школьники поняли назначение и сущность музея, ощутили красоту и ценность старинного предмета, стали воспринимать мир образно, почувствовали тягу к прекрасному, учились давать оценку предметам с общественно-исторических позиций, понимать их значение в прошлом и настоящем, бережно относиться к исторической памяти. Проводя занятия с использованием музейных экспонатов мы стремились привить детям интерес ко всему, что их окружает, к народным обычаям и семейным традициям, к свидетелям и участникам исторических событий, активизировать желание посещать музеи и выставки, пробудить любознательность, желание самостоятельно накапливать знания, воспитывать любовь и уважение к культурному наследию.

В музее студенты школьного отделения - будущие учителя начальных классов получают первые навыки краеведческой работы, проводят экскурсионные и внеклассные занятия, учатся обрабатывать материал, готовят экспозиции, тем самым повышают свой профессиональный уровень.

Конечно, в работе нашего музея больше проблем, чем удач, масса нерешенных задач. Обучение могло быть более продуктивным, если бы использовались наиболее эффективные элементы музейной педагогики:

- использование современных интерактивных технологий "Музея в чемодане",

- развитие активности и готовности учащихся к самостоятельной работе с музейными предметами, выполнение ими творческих заданий, изготовление муляжей, детских экспозиций;

- подготовка театрализаций и художественных праздников на темы музейных экспозиций, где студенты и школьники будут сценаристами, художниками, постановщиками, актерами.

В результате - создание Детского музея, где все функции выполняли бы представители всех ступеней обучения от первоклассника базовой школы до выпускника педколледжа. Здесь свои умения могли бы показать не только педагоги, но и дети, и от монолога мы перешли бы к диалогу, от управления к самоуправлению.