Экскурсионно-краеведческая работа как средство формирования культуры




Путешествие в страну нумизматики и бонистики
(план проведения внеклассного занятия по курсу "Введение в историю",
3 класс).


Занятие проводится в форме игры-путешествия.

Оформление музейной комнаты:

1 остановка - "Рынок": на столе разнообразные товары-муляжи продуктов питания, одежды, обуви, украшений.

2 остановка - "Нумизматика", на стеллажах под стеклом коллекция медных и серебряных монет XIV- XX вв, которая принадлежит преподавателю педколледжа Вегерину В.И.

3 остановка - "Бонистика", которая также представлена коллекцией бумажных денежных знаков XIX - XX вв. российских и советских.

I. На первой остановке проводится игра "На древнем рынке". Учитель (студент-практикант) предлагает детям выбрать "товар" и объяснить свой выбор, т.е. какую ценность представляет этот предмет для них. Затем следует диалог:

- Что нужно, чтобы этот предмет стал вашим?
- Купить?
- Каким образом это можно сделать?
- Заплатить деньги.
- Но в древности не было денег!
- Значит, нужно на что-то обменять.
- Попробуйте поменяться своими "товарами".
- Это сложно.
- Почему это сложно сделать?

- Наши товары имеют разную ценность. Они не равны по ценности.
- Учитель: значит нужен посредник! Такой товар, к которому можно было бы приравнивать все другие товары. Таким посредников стали деньги. В начале деньгами был скот (овцы), ракушки, шкуры ценных зверей, затем кусочки серебра, золота, бруски, кольца. У древних славян роль денег играли также лен и изготовленное из него полотно (отсюда - платить) Первые монеты появились несколько тысяч лет назад в Малой Азии, на Руси только в конце X века. Их изготовляли на кружках, вырубленных из металлических листов.

Историю монет мы узнаем на следующей остановке.

II. На остановке "Нумизматика" учитель рассказывает о сущности нумизматики как вспомогательной исторической дисциплине, о ее роли в установлении исторического факта или события, объясняет значение самого термина "монета", содержание ее аверса, реверса, значение легенды - надписи.

Затем демонстрирует монеты из коллекции, показывает, как изменялось и совершенствовалось производство монет в нашей стране, размеры, вес, монетный материал. Одновременно объясняются названия наших монет: полушка, денга, копейка, полтина, полуполтина, гривенник, рубль. Обращается внимание на изменение изображений на аверсе монет - от птиц и всадника с копьем до двуглавого орла, герба СССР и современного российского герба. Так история монет раскрывает новые страницы истории государства.

III. Остановка "Бонистика" посвящена бумажным денежным знакам, которые появились в России в XVIII веке. Учитель также знакомит детей с символикой бумажных денег, их лицевой и оборотной стороной. Обращает внимание на то, какую информацию историку дают бумажные денежные знаки, каково значение бонистики.

В завершении "путешествия" подводится итог в форме беседы:

- Что нового узнали на занятии?
- Какую роль играют деньги в жизни людей?
- Что такое нумизматика, бонистика?
- Что мы узнаем с их помощью?

Содержание