Экскурсионно-краеведческая работа как средство формирования культуры




3.5. Внеурочные мероприятия и праздники

Экскурсионно-краеведческое бюро стало центром внеурочной работы по истории. В результате его деятельности накоплен некоторый материал: доклады и рефераты студентов, сценарии праздников, музейных занятий. Создана база данных по краеведению, в память компьютера занесены публикации последних лет об архитектурных памятниках, исторических событиях, выдающихся людях города и района, фотографии, документы.

Наша деятельность и внеурочные мероприятия отражены в плане учебно-воспитательной работы колледжа. Это, например, проведение уроков памяти, посвященных 60-летию освобождения города и района от немецко-фашистских захватчиков. В течение двух лет юные краеведы собирали материалы о событиях тех лет, воссоздали картину боев, народного сопротивления, последствий фашистской оккупации. Осталось очень мало свидетелей той поры, но есть воспоминания, газетные публикации, братские могилы. Было предложено всем обучающимся в колледже описать участие в Великой Отечественной войне родных и близких, соседей и односельчан. В результате были оформлены буклеты об участниках событий военной поры, среди них те, кто сражался в Сталинграде, уходил на фронт из нашего города и района, освобождал Европу, брал Берлин. Был оформлен также альбом "Братские могилы и памятники воинской славы Константиновского района". Весь этот материал и стал основой уроков памяти, которые были торжественно-траурными и не оставили равнодушными их участников. Сбор материалов о константиновцах, участвовавших в Великой Отечественной войне продолжается. Особое внимание к нашим ветеранам, бывшим преподавателям педколледжа. Они частые гости в учебных группах. Описание их жизни и деятельности, заслуг на педагогическом поприще займет достойное место в нашем музее.

С 2002 года мы предлагаем проведение классных часов на тему: "Наши земляки - герои СССР". Собран материал о 7 героях Советского Союза и 1 кавалере всех орденов "Славы". Тема героизма находит отклик в сердцах учеников и студентов. С большим волнением и трепетом школьники участвовали во внеклассном (музейном) занятии "Юные герои Великой Отечественной войны". Фашизм, война, победа, героизм - эти понятия усвоены ими.

Особое место во внеурочной деятельности бюро занимают праздники. Мы стали инициаторами ежегодного проведения праздника "Широкая масленица". Добрый, истинно русский, хлебосольный и озорной праздник всем по душе. Настоящим праздником стали внеклассные мероприятия на базе музея "В гостях у самовара". 38 самоваров в коллекции нашего преподавателя Вегерина В.И., которые он на время отдал в наш музей. На этих занятиях побывали 15 групп и юные экскурсоводы признавались, что их усталость компенсируется заинтересованностью, любознательностью и восхищенностью посетителей. Трудно сказать, кого больше увлекло это занятие - первоклассника или старшекурсника.

Студенты, посещающие факультативный курс "История Дона" обязательно проводят праздничный "Казачий КВН" или "Казачьи посиделки". Это зачетное занятие, поэтому каждый участник должен показать свои исторические знания, кругозор, творчество. В программе этого праздника отражаются история Дона и родной станицы, песни, стихи, загадки, казачьи обычаи и традиции, а также донская кухня и юмор.

Нужно помнить, что праздник - это мосты от нас к детям. У каждого времени свои песни и свои праздники. Само понятие "праздник" часто воспринимается как развлекательно-парадное мероприятие, как клапан, через который люди выпускают пар энергии. Действительно, феномен праздников может быть пережит человеком и на эмоциональном уровне, не всегда совпадает с гражданским и нравственным уровнями. Нельзя забывать, что праздники - это завещание одного поколения другому. Перед каждым поколением встает вопрос: "Кто мы?", "Откуда мы, где и в чем наши корни?" За ответами нужно обратиться к истокам - традициям и праздникам. У праздников есть важное гуманистическое начало: доброта, общение, уважение к другим людям. Праздник - это возможность для его участников проявить себя как личность и выразить свое внимание к другим людям. Содержание праздников воплощается в музыке, песнях, стихах, пословицах и поговорках. В них заложены и народная мудрость и нравственные наставления, советы, запреты. Это тоже гуманистическая практика. Праздник - это событие, важное и памятное, основано на ценностях общения, эмоциональных переживаний, коллективизме и творчестве. Это - шанс самореализации, самовыражения, признания окружающими.

Содержание