Экскурсионно-краеведческая работа как средство формирования культуры




3.4. Музей: новые возможности

Совместными усилиями администрации базовой школы и преподавателей педколледжа создается исторический музей. Он постепенно пополняется новыми экспонатами, исторически ценными предметами и документами. Музей, а вернее, небольшая музейная комната, открывает новые возможности для школьников и студентов в приобщении к культуре с помощью музейных средств.

На базе школьной музейной комнаты работает студенческая "Школа юного экскурсовода" и экскурсионный отдел, в которых студенты 1-2-х курсов получают знания и навыки подготовки и проведения экскурсий. Они увлеченно и активно участвуют в работе музея. С 2000-2001 учебного года мы организуем тематические выставки и проводим музейные занятия с учащимися 1-9 классов и студентами педколледжа.

На первом занятии посетителей познакомили с историей музеев, дали представление о том, что такое музей, для чего создаются музеи, что является музейным экспонатом, о чем он может рассказать, почему нужно бережно относится к документальным свидетельствам прошлого, рассказали о музеях Москвы, С - Петербурга и Ростова - на - Дону.

Была оформлена экспозиция на тему "Награды нашей Родины", основу которой составили коллекции орденов и медалей, на время представленные музею жителями города и преподавателями колледжа, а также наградные документы и биографические сведения о награжденных, их фотографии. Юные экскурсоводы рассказали о статуте российских орденов и медалей XVIII - XIX в.в, о наградах СССР, о жизни, военных подвигах, трудовой доблести соотечественников, познакомили с биографиями своих земляков, героически проявивших себя в годы Великой Отечественной войны.

Вторая экспозиция была посвящена нашему земляку - Борису Семеновичу Осипову, полярному летчику. За успешное выполнение перелета "Москва - Антарктида" в 1961г. он был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Его жена и дочь передали в музей все документы героя, полетные карты, награды, фотографии, мундир, литературу о нем. Посетители этого занятия отмечали, что жизнь и деятельность Б.С.Осипова является примером, что очень важно выбрать профессию по душе, не искать в жизни легких путей, выполнять работу с радостью и воодушевлением. Материалы этой экспозиции были использованы студенткой 1-го курса Морозовой Н. для написания реферата по истории России, который экзаменационная комиссия оценила на "отлично". Так работа юного экскурсовода с документами и материалами дала возможность для развития творчества.

Накануне празднования Дня Победы в музее была развернута новая выставка-экспозиция на тему "Суровая память войны". Преподаватель колледжа Вегерин В.И. собрал и передал в музей остатки оружия, орудий, патроны, гильзы, котелки, каски времен Великой Отечественной войны, обмундирование, награды, знаки отличия. Студентами были собраны материалы о жителях города - участниках Великой Отечественной войны. Школьники с помощью реальных предметов как бы "перенеслись" во времена войны, ощутили себя не посторонними наблюдениями, а участниками далекого прошлого, прикасаясь к суровой памяти того времени. Они были заинтересованы в поиске среди своих родственников участников войны и тех предметов, которые могут рассказать о прошлом. Таким образом, это занятие заставило детей осваивать реальность с включением в него прошлого, прививало интерес к тому, кто и что их окружает.

На базе музея проводятся внеклассные занятия по истории с использованием небольших выставок и коллекций на темы: " Путешествие в страну нумизматики и бонистики", " В стране фалеристики и геральдики", "Кто такие казаки", "Что стояло на столах в древности" и другие. Их проводят студенты школьного отделения во время прохождения педагогической практики, тем самым, расширяя пропедевтический курс "Введение в историю" в 3-4 кл.

За год работы музея студенты и школьники поняли его назначение и сущность, ощутили красоту и ценность старинного предмета, стали воспринимать мир образно, почувствовали тягу к прекрасному, учились давать оценку предметам с общественно-исторических позиций, понимать их значение в прошлом и настоящем, бережно относиться к исторической памяти. Проводя занятия с использованием музейных экспонатов мы стремились привить детям интерес ко всему, что их окружает, к народным обычаям и семейным традициям, к свидетелям и участникам исторических событий, активизировать желание посещать музеи и выставки, пробудить любознательность, желание самостоятельно накапливать знания, воспитывать любовь и уважение к культурному наследию.

В музее студенты школьного отделения - будущие учителя начальных классов получают первые навыки краеведческой работы, проводят экскурсионные и внеклассные занятия, учатся обрабатывать материал, готовят экспозиции, тем самым повышают свой профессиональный уровень.

Содержание