Экскурсионно-краеведческая работа как средство формирования культуры




3.2. Школа юных экскурсоводов

В работе школы юных экскурсоводов особое место занимают лекции, теоретическая подготовка, а также экскурсии в музеи области, по городу, к памятным местам. Во время этих экскурсий не только расширяются кругозор и исторические знания, одновременно они являются показательными и учат методике организации и проведения экскурсионных занятий. Слушатели школы к концу обучения (один год) готовят фрагменты экскурсий на тему: "История Покровской церкви", "Архитектурные памятники города", "Улицы нашего города", проводят пробные занятия.

Подготовка экскурсии очень кропотливая работа. Первый этап - сбор краеведческого материала, составление списка объектов, исторических и литературных сведений о них. Большую помощь оказывает нам краевед, библиограф районной библиотеки Граф В.П. Она проводит консультации, делится информацией по краеведению, результатами своих исследований.

Следующий этап - составление маршрута экскурсии, планирование остановок, объектов показа, расположения группы, порядка перехода на другое место. В результате создается план ее проведения.

Например: план проведения экскурсии на тему "По старым улицам станичным"

Маршрут

Остановки

Объекты показа

Название тем и основные вопросы  подтем

Расположение групп

Используемые приемы и средства

ул. Набереж-ная

Пристань

р.Дон

о. Лучка

I.Бабский городок-предшественник Константиновска

1.Основание Бабского

городка.

2.Расслоение казачества, восстание казаков, Степан Разин, легенды о его кладе.

3.Пребывание Петра I в ст. Бабской

Группа располагается

 

на берегу Дона у пристани.

Показать о.Лучку, рассказать о жизни поселенцев. Раскрывая

1-й вопрос показать рисунок казачьего городка ХУII века.

ул.Ленина (бывшая

ул.Центральная)

Школа

искусств

Дом купца

Сивякова

III.Рассказ о строительстве, торговле

в ХVIII – ХIХ вв. о стиле

позднего классицизма

Группа располагается  на ул. Ленина

 

ул.25 Октября

(бывшая

Архангельс-кая)

Здание

КСШ №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дом купца

Плотнико -

ва,

Бугровский

магазин, аптека Валентино-вича,

 магазин

Сивякова

III.Станица Константиновская -центр

I-го Донского округа.

1.Планировка улиц станицы.

2.Развитие торговли и торговые дома ХIХв.

в Константиновской.

3.Роль центральной улицы в жизни казачьей

станицы.

4.Войсковой Михайловский собор – центр административно-

торговой площади.

Группа располагается у здании КСШ№1 лицом к памятнику

В. И. Ленина. После раскры -тия 3 вопроса перейти к Дворцу культуры с западного входа.

При выходе на площадь

использовать прием предварительно

го осмотра, обратить внимание на церковь Покрова, место Михайловского собора.

При рассмотрении 4 вопроса использовать прием реконструкции, чтобы рассказать об основании собора.

Использовать два фото собора.(1920г и 1949г)

 

ул.Комсо

мольская

(бывшая

Полицей-ская)

Сквер возле аптеки

Дом настоятеля Михайлов-ского собора, здание полиции.

VI.Культурная жизнь

ст. Константиновской

1.К.А.Тренев в станице.

2.Съемка фильма «Цыган»

Группа останавливает-ся у домика Тренева.

Показ мемориальной доски.

ул. Комму-

нистическая (бывшая Бакланов -ская)

Торговая

площадь

Правление

1-го Донско-го округа, станич-ного

майдана

V.Организация управления в станице.

1.Атаман – глава Казачьего круга станицы.

2.Войсковой круг – древнее и чисто демократическое учреждение.

3.Предание о петровской войсковой печати – отражение самобытной истории донского казачества.

4.Жилой дом в стиле аксайского классицизма.

Группа останавливается у здания станичного атамана. После

освещения 3 вопроса группа

переходит и останавливается у казачьего дома на пересечении ул. Калинина и

Коммунисти-ческой.

После рассказа о деятельности станичного атамана, показать место станичного майдана. При раскрытии 3 вопроса  показать рисунок печати

Войска Донского.

ул.Фрунзе

(бывшая

ул.Иловай-ская).

Здание ветлечеб-ницы.

Обелиск

шахтерам.

VI.Революционное прошлое города.

1.Д.П.Комаров-первый председатель совета народных депутатов.

2.Хлебный амбар Пустовойтова - каземат смерти.

Группа располагается у обелиска шахтерам.

При раскрытии 2 вопроса использовать цитирование слов участника очевидца кровавого события.

ул.Топилина (бывшая Покров-ская)

Сквер памяти борцов револю-ции.

Покров-ская церковь.

VII.Покровская церковь -единственный памятник культовой архитектуры.

1.Праздник Покрова –

наиболее почитаемый среди донских казаков праздник.

2.История постройки церкви.

3.Реставрация церкви.

Группа располагается у конца аллеи с северной стороны церкви.

Объяснение следует начать с предварительного осмотра церкви. После краткой  справки об истории церкви дать архитектурный анализ памятника.



Третий этап - создание текста экскурсии, подготовка "портфеля экскурсовода" - демонстрационного материала, снимков, портретов и т.д.

Не всегда есть возможность организовать экскурсию к объекту изучения в городе, в таком случае мы проводим заочную экскурсию. Для этого объекты, памятные места, мемориальные доски фотографируются, делаются выставки - экспозиции. Их демонстрация сопровождается рассказом - комментарием экскурсовода. Описываются исторически события, связанные с этими местами, дается характеристика деятельности участников событий.

Обязательно учим проводить анализ проведенной экскурсии:

1. Что в экскурсии было особенно удачным?
2. Какие вопросы недостаточно раскрыты?
3. Что вызвало особый интерес?
4. Каковы предложения по организации и проведении экскурсии?

Такая завершающая работа учит юных экскурсоводов давать оценку и экскурсии в целом и увидеть свои затруднения.

Содержание