Экскурсионно-краеведческая работа как средство формирования культуры




2. Повышение статуса региональной истории в системе общеобразовательных предметов

Статус региональной истории в системе общеобразовательных предметов в последнее время изменился. Все больше внимания уделяется историческим корням и традициям народа. Возрастание роли регионов в жизни государства и общества более актуально ставит задачу изучения истории родного края. Миропонимание человека складывается из уважения к своей стране, ее истории, к своему прошлому как части себя самого. Историческое краеведение, как и история в целом исходит из тезиса личностно ориентированного познания, что особенно важно в условиях перехода современной школы к модели личностно ориентированного обучения.

История донского края является составной частью истории страны и всемирной истории. Дон длительное время был пограничной областью российского государства и занимал существенное место во внутренней политике и международных отношениях, непосредственно соприкасаясь с южными соседями России, что предопределило особенности развития региона в этносоциальном, политическом, экономическом аспектах. История казачества, по словам В.Г. Белинского - "побочная река, впадающая в большую реку русской истории". Это, в первую очередь, относится к донским казакам, потому что на берегу Дона происходили многие события, имевшие огромное значение для судьбы России.

На Дону происходили сложные этносоциальные и экономические процессы, сформировалось особое общественное устройство, донской менталитет. Изучение истории Дона дает возможность изучить не только историю своих предков, но и лучше разобраться в сложных и противоречивых процессах возрождения казачества. Это очень важно будущему учителю донской школы для его контактов с учащимися, их родителями, общественностью.

Изучение истории региона, станицы, села имеет особую значимость для патриотического воспитания и сохранения исторической памяти. Судьбы земляков и родственников - участников исторических событий приближает изучаемый материал и служит его "очеловечиванию". Традиции, заповеди казаков, ритуалы и обряды, нравы жителей Дона, народная мудрость сказок, поговорок и пословиц - это народное педагогическое наследие. Оно содержит веками апробированные средства гармоничного существования человека в обществе и природе, и при условии грамотного и методически выверенного использования может способствовать формированию личности, самостоятельно мыслящей, свободно действующей, с развитым чувством национального и человеческого достоинства, толерантной и гуманной, рассматривающей творчество как высшую ступень самовыражения. А это так важно в подготовке будущего учителя.

Для реализации требований регионального компонента базисного учебного плана в колледже и базовой школе ведется синхронное изучение истории Отечества и событий, происходящих на Дону в тот или иной период. Факультативный курс по истории Дона предусмотрен только на специальности 0303 "Иностранный язык". Этого, конечно, недостаточно. Выходом из положения стало создание в 1998 году на базе педагогического колледжа экскурсионно-краеведческого бюро "Истоки".

Содержание