Экскурсионно-краеведческая работа как средство формирования культуры




1. Необходимость культурологического воспитания для подготовки специалиста

Федеральная программа развития образования одной из проблем определяет восстановление единства систем обучения и воспитания. Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые ценности, формирующей гражданственность и патриотизм.

Реализация требований нового государственного стандарта СПО ставит задачи обновления содержания и повышения качества профессиональной подготовки будущих учителей. Ведущая роль в становлении будущего учителя всегда принадлежала общепедагогической подготовке. Она включает в себя формирование системы знаний и умений, необходимых для профессиональной деятельности, развитие педагогического мышления, воспитание профессионально ценных качеств личности. Но даже хорошо овладевшие знаниями теории и методики обучения и воспитания выпускники, приходя в школу, чувствуют себя недостаточно подготовленными. Возникает необходимость формировать опыт творческой педагогической деятельности студентов, а для этого ориентировать все виды и формы занятий по овладению специальностью на педагогическую деятельность, включать их в ситуацию, требующую самостоятельного нестандартного решения, организацию творческого обучения и воспитания. Необходим социально-педагогический тренинг по формированию основ педагогической культуры.

Русский мыслитель И.Ильин, твердо веря в возрождение России и русского национального самосознания, писал: "Судьба будущей России в руках русского учителя… Русский учитель должен, прежде всего, продумать и почувствовать до конца свою великую национальную задачу. Он не специалист по ликвидации безграмотности ( не "спец" "ликбеза"), а воспитатель русских детей". По его мнению, воспитать и подготовить народного учителя значит сделать его живым мастером дела воспитания совести, достоинства, чести, художественного вкуса, братской сверхклассовой солидарности, патриотизма. К технике обучения должно присоединиться искусство воспитания.

Большую роль в подготовке будущего учителя играют предметы общекультурной подготовки, которые дают представление о смысле жизни, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизни человека и общества, о социальных, экономических, этических и экологических проблемах современного общества, об условиях формирования личности, особенностях процесса ее социализации, о политических процессах и сущности власти, о правовых и нравственно-этических нормах в сфере образования, нормативно-правовой базе педагогической деятельности. История как учебная дисциплина является стержнем гуманитарных, обществоведческих курсов, обеспечивает всей системе образования необходимый гуманитарный и культурологический аспекты.

Доминантой цивилизационного развития становится обращение современного общества к культуре, человеку, его духовному миру. По словам Н.К.Рериха, культура - это древо, питающее творчество, это духовная ценность. Дефицит духовности связан с отчуждением культуры от личности, когда культура не оказывает воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность перестает испытывать потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями. В наши дни культура становится важнейшим фактором духовного обновления как общества в целом, так и отдельные личности.

Концепция личностной культурологии воспитания Бондаревской Е.В. базируется на идее воспитания человека культуры при обращении к развитию культуры его внутреннего мира. Как найти способ и язык вхождения в культуру и как ввести в нее детей? Как лучше и доходчивее рассказать им о нашей культуре, чтобы не вызвать иронию, недоверие, а заинтересованность, заставить думать?

Создавая условия для культурной деятельности, которая насыщена моральными ценностями, необходимо планировать соответствующую систему образовательных ситуаций, активизирующих воображение, включать детей в активную, деятельную учебу, чтобы они могли сами с увлечением участвовать в действиях по реконструкции тех норм и идеалов, которые должны изучаться в рамках учебного процесса. Наиболее эффективно дети учатся посредством действия и поступков.

В системе гуманистических ценностей выделяется особая группа, связанная с бытием человека в социуме. Среди них - отношение к родному краю, городу или селу, историческим памятникам и культурным традициям. Изучение истории родного края, на мой взгляд, позволяет решать задачи формирования культурного человека, субъекта воспитания с гуманистической системой ценностей, для которого культурные привычки естественны, как дыхание.

Содержание