Использование информационных технологий в историко-краеведческом исследовании




Сухинина Е.Ф., преподаватель ГОУ СПО Константиновский педагогический колледж,
Кунакова Алена, студентка ГОУ СПО Константиновский педагогический колледж.


В патриотическом воспитании и нравственном развитии студентов и школьников огромную роль играет использование историко-культурного наследия Донского края. Краеведческий материал дает возможность решать задачи воспитания гражданственности, формирования культурного человека, субъекта воспитания с гуманистической системой ценностей.

Для реализации требований регионального компонента базисного учебного плана в колледже и базовой школе ведется синхронное изучение истории Отечества и событий, происходящих на Дону в тот или иной период. Курс истории Донского края предусмотрен только на трех специальностях Этого, на наш взгляд, недостаточно. Выходом из положения стало создание в 1998 году на базе педагогического колледжа экскурсионно-краеведческого бюро "Истоки", а в 2005 году школьного музея "Страницы истории Донского края". Бюро осуществляет свою деятельность на общественных началах и является частью студенческого самоуправления колледжа. Его работу возглавляет Совет, который включает в себя зам. директора по воспитательной работе, руководителей отделов бюро и кружков.

Целью деятельности экскурсионно-краеведческого бюро является :
- овладение учащимися и студентами знаниями по истории Дона в контексте отечественной и всемирной истории;
- воспитание духовного самосознания личности, осознающей свою связь с историей малой родины и национальной культурой;
- воспитание чувства патриотизма, терпимости к людям иной национальности, вероисповедания;
- углубленное изучение материала краеведческого характера;
- овладение студентами педколледжа методикой организации и проведения экскурсий;
- сбор краеведческого материала, предметов старины, сведений о ветеранах педагогического труда, выпускниках педагогического колледжа для пополнения школьного историко - краеведческого музея "Страницы истории Донского края";
- развитие самодеятельности студентов, их творческих способностей.

Активное участие в работе экскурсионно-краеведческого бюро принимают учащиеся школы и студенты всех курсов. Это дает им возможность овладеть методикой подбора и обработки краеведческого материала, организации и проведения экскурсий по разнообразной тематике.

Юные экскурсоводы проводят экскурсии по городу на темы:
- "Дом, в котором мы живем";
- "По старым улицам станичным";
- "Покровская церковь - памятник архитектуры";
- "Константиновск литературный"

На базе школьного музея - музейные занятия на темы:
- "Наш земляк - Осипов Б.С - Герой Социалистического труда СССР, полярный летчик";
- "Награды Великой Отечественной войны";
- "Наши земляки - герои Советского Союза";
- "Донская земля дарит вдохновение";
- " Путешествие в страну нумизматики и бонистики";
- "Что стояло на столах в древности",
- "В гостях у самовара";
- "Кто такие казаки";
- "Станица Константиновская - центр 1 Донского округа";
- "Жизнь и быт донских казаков"
и другие.

Проблему отсутствия необходимых экспонатов стараемся решить, используя широкие возможности современной мультимедийной компьютерной техники. Заочные экскурсии и занятия в музейной комнате дополняем демонстрацией слайдфильмов и видеофильмов. Материал для показа берем из разных источников: Интернет, компакт диски, сканирование репродукций из книг и альбомов, фото и видеосъемка исторических объектов недоступных для массового просмотра по определенным причинам. Показ сопровождаем пояснительными текстами, музыкой, голосом диктора.

Первым шагом стали слайдфильмы об исторических и памятных местах нашего города и его архитектурных памятниках, а также заочные экскурсии на темы: "Константиновск литературный", "По старым улицам станичным", "Покровская церковь - памятник архитектуры", презентация школьного музея. Создание заочных экскурсий вызвано тем, что обычная пешеходная экскурсия продолжается более двух часов, а погодные условия и возраст школьников не всегда дают возможность ее проведения. Студенты - юные экскурсоводы нашего бюро обрабатывают собранный краеведческий материал, дополняют его фотографиями, репродукциями, музыкальным сопровождением, так в результате их поисково-исследовательской работы появляются презентации музейных занятий и экскурсий. Эти работы широко используются студентами во время прохождения педагогической практики и учителями школы на уроках истории и внеклассных занятиях.

Экскурсионно-краеведческое бюро обеспечивает включение учащихся базовой школы и студентов педагогического колледжа в совместную деятельность, в сотрудничество и сотворчество.