УМК Историко-этнографическая практика




Изучения документов в историко-этнографическом исследовании

Использование документальных источников информации в научном исследовании позволяет:
— быстро и при минимальных затратах получить сведения

об объективных фактах, явлениях, событиях, связанных

с темой исследования;
— узнать о субъективных взглядах, точке зрения, позиции

авторов документов.

Документом можно назвать любой предмет, специально созданный человеком или группой людей в целях хранения и передачи информации.

Основные функции документов:
— ознакомительная (ориентационная);
— коммуникативная (контактная);
— директивная (регулятивная).

В документах используются различные способы закрепления информации: с помощью слов, цифр, символов, рисунков.

По способам фиксации информации документы подразделяют на:

1) письменные (рукописные или печатные), в которых информация изложена в виде буквенного текста;

2) статистические (таблицы, графики, диаграммы), содержащие информацию в числовой форме;

3) иконографические (картины, фотодокументы), излагающие информацию в виде изображения;

4) фонетические (грампластинки, магнитофонные си) — включают информацию в звуковой форме;

5) видеодокументы (кинофильмы, видеозаписи, компьютерные данные) — содержат информацию в комбинированных формах, могут наглядно фиксировать ее динамику

Возможны и другие способы хранения информации, принципиально новые, возникшие с развитием научно-технического прогресса или за счет комбинации с уже известными.

По способу происхождения документы бывают:

1) специально созданные для целей исследования историком;

2) составленные другими лицами, но инициированные исследователем;

3) существующие независимо от исследователя.

Выделяют также документы по очередности (последовательности) их создания:

1) первичные — непосредственно регистрируют факты,

2) вторичные — составлены исследователем или другими лицами на основе первичных.

По уровню официальности выделяют документы:

1) официальные (служебные) — документы предприятий, учреждений, организаций: приказы, распоряжения, постановления, указания, инструкции, акты, договоры, планы, отчеты и другие, созданные от имени официальных органов;

2) полуофициальные (в определенных условиях могут стать официальными): заявления, протоколы, жалобы, автобиографии и др.;

3) неофициальные (личные): дневники, письма, рукописи, рисунки, аудио- и видеозаписи сюжетов личной жизни.

В историко-этнографическом исследовании иногда возникают проблемы, связанные с конфиденциальным характером документа, когда недопустима или ограничена публикация их содержания (документы секретные, личные). В этих случаях руководствуются специальной инструкцией или сложившейся практикой.

По срокам хранения документы могут быть:
— долговременными (постоянные архивы);
— кратковременными (текущие архивы);
— временными (сроки хранения непродолжительные или вовсе не определены).

Хранят документы в государственных, отраслевых, местных учреждениях, в банках данных АСУ, в библиотеках, специальных хранилищах. Одной из форм хранения документов может их публикация в периодических изданиях, книгах, научных отчетах, депонированных рукописях, материалах научных конференций и других видах печатной продукции.

Применяют следующие методы изучения документов:
— традиционный (классический);
— формализованный, количественный (контент-анализ);
— комбинированный (синтез двух предыдущих).

Каждый из названных видов анализа документов имеет свои особенности, достоинства и недостатки.

Традиционный анализ документов

Традиционный метод анализа документов предполагает известный всем привычный способ осмысления содержания документа путем его прочтения, прослушивания, просматривания.

Этапы традиционного анализа документов: внешний анализ, цель которого — определить:
— что из себя представляет документ, его состояние, подлинность?
— кто его автор, кому адресуется?
— каковы обстоятельства создания документа, как он согласуется с другими источниками информации?
— какова достоверность документа, насколько он соответствует объективным фактам?
— отвечает ли документ целям и задачам исследования, можно ли его использовать в изучении конкретной проблемы?

Внутренний анализ (изучение содержания документа):
— что излагается в документе, его фактическое и оценочное содержание?
— кому он понадобился, зачем, его контекст?
— какие выводы можно сделать из анализа документа’’

Собранная информация заносится в бланк протокола анализа документа, там же указываются сведения о времени и месте проведения исследования, оценивается надежность собранных данных, отмечается возможность их использования и исследовании, приводится фамилия регистратора (исследователя), выполнившего эту работу.

К достоинствам традиционного анализа документов относят его относительную простоту. Недостатки связаны с субъективным характером оценок содержания документов, трудностями использования технических средств.

Комбинированный анализ документов

Метод комбинированного анализа документов включает в себя достоинства и недостатки традиционного и количественного методов. Комплексное совмещение двух способов изучения документов предполагает применение подходов, приемов процедур, свойственных обоим методам. Поэтому комбинированный метод анализа документов из-за повышенной сложности требует для своего осуществления более строгого планирования и четкой организации работ.

Этапы изучения документов комбинированным методом:

1. Подготовительный этап.

Разработка программы анализа документов или, точнее, части общей программы исследования, предусматривающей сочетание различных методов сбора информации. В программу включаются:
— описание цели, задач, гипотез исследования;
— характеристика объекта и предмета исследования;
— обоснование выборки исследования;
— составление классификатора (методического документа с перечислением всех категорий анализа);
— перечень единиц анализа и единиц счета, используемых в исследовании.

2. Организационный этап. Составление календарного плана сбора информации, подготовка технических средств регистрации и обработки данных, составление инструкций для регистраторов, определение места работы, порядка получения и сдачи документов.

3. Оперативный этап. Отбор документов, фиксирование

информации в соответствии с программой исследования. Данные регистрируются в протоколах (карточках), затем обрабатываются вручную или на ЭВМ. Это наиболее трудоемкий этап в анализе документов.

4. Этап контроля. Проверка достоверности собранных данных, самоконтроль регистраторов, выборочная проверка обработанных данных со стороны организаторов работ.

5. Результирующий этап. Подведение итогов исследования, Обобщение собранной информации, сопоставление полученных данных с ранее сформулированными гипотезами, с информацией, полученной другими методами исследования. На этой основе делаются выводы, вырабатываются практические рекомендации, которые вместе с анализом отражаются в заключительном отчете.

В целях стандартизации исследовательской ситуации и предупреждения типичных ошибок в сборе данных составляется инструкция регистратору, в которой содержатся:
— общие сведения о документах, включенных в выбор;
— способы их получения для работы и возвращения;
— требования к сбору информации, правила измерения и регистрации признаков, содержащихся в документе.

Перед началом работ проверяются профессиональные знания участников исследовательского процесса, их способности проводить конкретные исследования. Внимание обращается на наличие практических навыков, связанных с отбором документов, умением выделять единицы анализа, правильно регистрировать единицы счета в бланках анализа. Необходимо учитывать личностные характеристики регистраторов: их здоровье (зрение), способность аккуратно работать с документами, умение общаться с окружающими людьми.

Качество информации зависит как от объективных, так и от субъективных особенностей исследователей среды. Причины низкого качества информации могут быть следующие:
— не проведен (или проведен неквалифицированно) инструктаж; не подготовлено заранее необходимое количество бланков (протоколов, карточек регистрации), других методических средств, необходимых для анализа документов;
— не проверена достоверность, подлинность, авторов документов, включенных в анализ;
— работа не спланирована, нет графика проведения исследований, отсутствует четкая координация действии всех участников исследовательского процесса;
— не созданы необходимые условия для работы регистра торов; их рабочее место не соответствует характеру выполняемых функций. Эти и другие возможные недостатки в организации анализа документов выявляются и устраняются в ходе пробных следований, которые обязательно следует планировать перед началом массового сбора информации.



Назад | Содержание | Читать дальше