УМП Историко-этнографическая практика




Cпособы проведения опросов

В зависимости от способа контакта с респондентом, всю совокупность опросов можно разбить на следующие основные группы:

опрос по месту жительства (квартирный опрос), уличный (в т.ч.магазинный) опрос, опрос с центральной локацией (in-hall, hall-test),

телефонный опрос, интернет - опрос, анкеты на самозаполнение (в т.ч. почтовый опрос).

Опрос по месту жительства респондента (квартирный опрос)

Методика проведения

Территория населенного пункта, в котором проводится опрос, разбивается на участки примерно одинаковой площади. На каждом из участков выбирается стартовая точка. Интервьюер движется по маршруту согласно набору заранее установленных правил движения.

Достоинства квартирного опроса
- Возможность проведения продолжительных (до 40 минут) интервью.
- Простота проведения контроля работы интервьюеров.

Недостатки квартирного опроса
- Высокие требования к квалификации интервьюеров.
- Относительно высокая стоимость проведения интервью.
- Проблемы, связанные с недоверчивостью, подозрительностью респондентов.

Опрос с центральной локацией (Холл-тест)

Методика проведения

Интервью проводится в арендуемом помещении со свободным доступом (библиотека, кинотеатр, школа и т.п.). Респонденты могут рекрутироваться как на улице, непосредственно перед началом интервью, так и заранее.

Достоинств холл-теста
- Возможность проведения достаточно продолжительных (до 35 минут) интервью.
- Простота проведения контроля работы интервьюеров

Недостатки холл-теста
- "Качество" респондентов сильно зависит от месторасположения точки, в которой проводится опрос.
- Неслучайность выборки (в выборку попадают, как правило, жители одного района, либо респонденты, работающие в одном районе).
- Сложность рекрутирования отдельных групп респондентов, занятых на работе.

Уличный опрос, опрос в местах скопления населения

Методика проведения

Интервью проводятся на улице или в местах скопления населения.

Достоинства уличного опроса
- Высокая скорость проведения опроса.
- Относительно низкая стоимость проведения опроса.

Недостатки уличного опроса
- Ограничения на продолжительность интервью (до 10 минут)
- Сильное влияние погодных условий (снег, дождь, мороз, ветер)
- Сложность получения разрешения на проведение опроса в местах скопления населения, этот процесс может занять продолжительное время.

Телефонный опрос

Методика применения

Данный способ проведения опроса незаменим в случае проведения установочных исследований. Кроме того, часто применяется в случае сильной географической разрозненности объектов исследования. На первом этапе формируется максимально полная база данных телефонных номеров потенциальных респондентов. На втором этапе, из сформированной базы данных, случайным образом выбираются номера для проведения опроса.

Достоинства телефонного опроса
- Высокая скорость проведения опроса.
- Возможность широкого географического охвата.
- Возможность добраться до труднодостижимых для других видов опроса, групп респондентов

Недостатки телефонного опроса
- Серьезное ограничение продолжительности интервью (до 7 минут).
- Низкий уровень телефонизации средних и небольших городов России

Анкета на самозаполнение

Методика применения

Иногда это единственный адекватный способ опросить целевую группу. В целом, можно выделить два способа сбора информации. В первом случае анкеты собираются сразу после заполнения. Во втором случае анкеты собираются через некоторое время после заполнения (как разновидность - почтовый опрос).

Достоинства анкет на самозаполнение
- Отсутствие "эффекта интервьюера".
- Более высокая откровенность респондентов.

Недостатки анкет на самозаполнение
- Недостаточная скорость сбора данных.
- Проблема возврата анкет.
- Проблема репрезентативности выборки

Интернет-опросы

Методика применения

При существующем количестве пользователей Интернета - может применяться только для изучения интернет-аудитории.

Достоинства Интернет-опросов.
- Оперативность результатов.

Недостатки Интернет-опросов.
- Стоимость и время опроса практически полностью зависит от посещаемости площадок, на которых проводится опрос
- Стихийность выборки.
- Нерепрезентативность выборки.

Назад | Содержание | Читать дальше