УМП Историко-этнографическая практика




Примерная программа этнографической экспедиции 2008 г
отряда студентов IV курса исторического факультета Константиновского филиала ЮФУ


Место дислокации отряда - населенные пункты Константиновского, Семикаракорского, Мартыновского районов Ростовской области.

Сроки работ: с 26 ноября до 30 декабря 2008 г.

Состав участников: начальник отряда - доцент кафедры Теории и методики профессионального образования Сухинина Е.Ф., пятнадцать студентов IV курса исторического факультета Константиновского филиала ЮФУ, проходящих историко-этнографическую практику.

Цель: - изучение этнической истории, культуры и быта турок-месхетинцев и русского населения Ростовской области;

- исследование традиционной и современной культуры турок-месхетинцев и русского населения, межнациональных отношений.

В ходе полевых работ студенты-практиканты должны ознакомиться с методикой полевых этнографических работ, овладеть навыками сбора этнографического материала в поле, собрать историко-этнографический материал, произвести его первичную обработку.

Задачи.

1. Учебно-методические:

а) начальная полевая подготовка и ознакомление студентов-практикантов с простейшими методами сбора полевых этнографических материалов: формализованная беседа, непосредственное наблюдение, ознакомление с особенностями работы в стационарной и разъездной экспедициях, с правилами ведения полевых дневников (описей) и методами фиксации полевых материалов;

б) дальнейшая подготовка студентов, обучение методам неинструментальной съемки объектов, составлению и заполнению анкет и вопросных листов по выполняемым студентами научным темам, совершенствование методик непосредственного наблюдения, интервьюирования и анкетирования; подготовка в области организации и планирования экспедиционных этнографических работ.

2. Научные задачи: фиксация и научная обработка этнографических материалов по темам, среди которых приоритетными являются:

а) генеалогия и семейные хроники с составлением генеалогических схем по полевым материалам;

б) анкетирование населения по теме "Уровни этнического самосознания турок-месхетинцев и русского населения Ростовской области" и изучение этногруппового состава турок-месхетинцев и русского населения Ростовской области;

в) этническое взаимодействие между коренными и пришлыми этносами Ростовской области;

г) семейные обряды (в основном погребальный и свадебный);

д) народные знания и верования;

е) исторические легенды и предания.

1. Выполнение учебно-методических задач.

До начала полевых работ со студентами-практикантами проводятся занятия, в ходе которых они знакомятся с ранее подготовленными вопросниками и программами по всем темам, а также им объясняются особенности методов сбора материалов по различным темам и правила фиксации собранных полевых материалов.

Специально проводятся занятия со студентами и практикантами по технике инструментальной и безинструментальной съемки объектов (кладбища и поселения). В полевом сезоне 2008 г. запланирована работа по снятию инструментального плана отдельных поселений Ростовской области. В силу некоторых объективных обстоятельств (отсутствие технических средств и специальных инструментов) невозможно снять точные инструментальные планы поселений во время разъездов. Будут составлены безинструментальные, так называемые визуальные планы, когда поселение или кладбище привязывается к природным объектам и дорогам. При составлении плана поселения основной сложностью является соотнесение всех частей поселения, которые часто расположены друг от друга на значительном расстоянии. Кроме того, внутри поселений со сложной схемой застройки, обычно находятся такие объекты как кладбища, скверы, машинные дворы, пустыри, не имеющие четкой формы и трудно поддающиеся визуальной съемке. Поэтому соблюдение технологии составления плана является одним из главных залогов успешного окончания работы.

На специальных занятиях студенты-практиканты обучены сбору генеалогий (родословных). Специально подчеркивалось научное значение сбора генеалогий у подавляющей части населения, особенно у носителей старейших фамилий. Подробно объяснялась методика сбора и фиксации материалов. Каждая генеалогия должна быть оформлена в виде документа, включающего в себя генеалогическую схему и роспись всех известных информатору родственников, как старших, так и младших поколений.

Таким образом, участники экспедиции будут подготовлены к выполнению стоявших перед отрядом задач еще до выезда в поле.

2. Выполнение научных задач.

Наиболее важная задача, стоящая перед экспедицией в научном отношении, это сбор анкет и генеалогий жителей отдельных поселений Ростовской области. Кроме того, планируется изучение этнической истории и этнического самосознания жителей населенных пунктов, в которых проживают студенты, обучающиеся без отрыва от прозводства.

Этногрупповой состав русского населения являлся одной из приоритетных тем полевого сезона 2008 г. Цель работы по этой теме - сбор материала, характеризующий этническое самосознание населения. В основном нашими информаторами станут пожилые люди, которые могут вспомнить, как когда-то называли их предков (чалдонами, вятскими, хохлами или кацапами). Интересно, кем считают себя люди, помнившие, что их предки были родом из Украины или Белоруссии. До сих пор среди русского населения донских хуторов и станиц бытуют различные поговорки и присловия, носящие полушутливый - полунасмешливый характер, посвященные различным этническим группам населения.

Второй приоритетной темой в полевом сезоне 2008 г. будет этническая история населения. В рамках этой темы проводится сбор генеалогий. В среднем в каждую из родословных необходимо внести около 50 человек, хотя встречаются семьи, где круг известных родственников всех поколений может достигать 100-150 человек. Селяне, как правило, помнят свои родословные на 3-4 поколения назад, и в памяти сохраняются лишь имена поколения дедов и прадедов. Обычно плохо сохраняется в памяти этногрупповая принадлежность предков. Однако исключение здесь составляет отдельные этнические группы (турки-месхетинцы, даргинцы, чеченцы и др.). Благодаря этому обстоятельству возможно выявить основные "фамильные кланы". Данные кланы долгое время сохранявшие свою самостоятельность и замкнутость, в настоящее временя придерживаются традиций и обычаев своих семей. Существует возможность собрать семейные хроники, которые могут представлять собой генеалогии с описанием интересных случаев из жизни информатора и его родственников.

В рамках темы этническая история и этническое самосознание русского населения необходимо собрать информации по межэтническим отношениям. В исследуемых районах нашей области рядом с русскими проживают представители разных национальностей. Перед нами стоит задача выяснить, как складывались, а в настоящее время изменяются отношения между представителями этих этносов и русскими. Первоначально межэтнические отношения были очень напряженными. Какие новые традиции, обряды сложились во взаимоотношениях разных этносов.

Важным направлением деятельности отряда будет продолжение работ по изучению семейных обрядов. Как часто молодые люди, не достигших совершеннолетия, живут вместе до тех пор, пока не достигнут совершеннолетия? Помнят ли еще об обычае очередности выхода дочерей замуж, и насколько сейчас его соблюдают? Сохраняются ли другие приметы в отношении свадеб у коренного населения Дона. Как меняются свадебные обычаи у турок-месхетинцев и других некоренных народов.

Будет продолжено изучение истории населенных пунктов: неофициальные названия хуторов и станиц, сел и слобод, легенды, связанные с их основанием, имена, фамилии, места выхода и этническая принадлежность первых поселенцев, а также названия улиц. Этот материал будет сопровождаться схемами населенных пунктов, составленными визуальным методом, без применения специальных инструментов для топографической съемки.

Также одним из направлений работы отряда в 2008 г. будет изучение сферы народных знаний и верований населения указанных районов. В рамках данного направления будет собираться материал по народной медицине, народным верованиям и народному православию. Какие растения употребляются в народной медицине как общеупотребительные, так и местные? Какие и каким образом применяются средства животного происхождения, например, гусиный жир, мед, яичные белки, овечье сало и др.? Какие лечебные средства и процедуры узнали от своих предков, что свидетельствует о сохраняемости данного пласта знаний.

Какие иррациональные приемы лечения использует население, например, молитвы и заговоры для лечения разных болезней? Каковы требования, предъявляемые к личности и деятельности врачевателей?

Таким образом, можно будет сделать вывод о сложности и многообразии народно-медицинских знаний населения нашего региона.

В народных верованиях русского населения можно обнаружить множество сюжетов, связанных с жилищем, с рекой, с печью. Какие сохранились представления о домовых, водяных и русалках (описания их поведения, облика, связанных с ними обрядов и т.п.).

Народные верования русского населения тесно переплетаются и с народным православием. Здесь очень интересен момент о специфических праздниках. Например, 27.09. - Воздвижение (в церковных канонах упоминается праздник Воздвижения Господня), но в народе этот праздник - это время "сдвига зимы с летом", в этот день нельзя ходить в лес, т.к. "туда сползаются все змеи и они могут человека забрать с собой в подземное царство змей". Соблюдения церковных канонов и обрядов, трактовка библейских сюжетов, например, об Адаме и Еве.

В этом полевом сезоне поставлена задача сбора фотографий конца XIX - начала XX вв. Фотоматериалы, посвященные различным жизненным ситуациям - похоронам, уборке, семейным праздникам и т.п., позволяют проникнуться духом времени того периода. Будет положено начало проекту "Этнофото" на темы: "Сельские храмы Ростовской области", "Хутор Мечетной - взгляд изнутри", "Турки-месхетинцы на Дону" и др.

Назад | Содержание | Читать дальше