УМП Историко-этнографическая практика




Методические рекомендации по проведению интервью

Высокая эффективность работы интервьюеров во многом зависит от их внешности, личностных качеств, специальных знаний и навыков, которыми они обладают. Интервьюер должен соответствовать определенным требованиям:

- одеваться со вкусом, в соответствии с особенностями места проведения интервью и сложившимися на объекте исследования традициями;

- уметь говорить четко, внятно, неторопливо, уверенно, быть способным убеждать, располагать к искренним и объективным оценкам;

- отличаться терпением и выдержкой, не показывать свое недовольство, скрывать раздражение и другие отрицательные эмоции, которые могут возникнуть как реакция на неадекватное поведение опрашиваемых;

- быть внимательным, вежливым, тактичным, проявлять интерес к замечаниям респондентов, уметь становиться на их точку зрения;

- отличаться наблюдательностью, правильно оценивать нестандартные ситуации, возникающие в процессе опроса;

- быть осведомленным в тех задачах исследования, которые учитываются в плане интервью, уметь поддерживать беседу с респондентами в рамках изучаемых проблем, производить впечатление умного и эрудированного человека;

- критически оценивать свои действия, быть способным к самокоррекции поведения;

- характеризоваться ответственностью за порученную работу;

- отличаться высокой работоспособностью, выполнять свое дело без видимого физического и нервного перенапряжения.

На результаты интервью может повлиять и возраст интервьюера, его пол. Важно учитывать время проведения опрос. Утром - наиболее благоприятный период, в обеденный перерыв - респондент настроен на еду и отдых, после обеда появляются трудности восприятия, вечером - опрашиваемый больше озабочен домашними делами.

Возможные ошибки исследователей в процессе интервью:

- не учитывается степень подготовки опрашиваемых к предстоящей беседе, их компетентность, уровень образования, способность адекватно ответить на все поставленные вопросы;

- от респондентов пытаются получить информацию о событиях, к которым они не имеют отношения;

- собеседникам не разъяснена цель опроса, не сделаны попытки сформировать у них интерес к предстоящему интервью;

- не оговорены условия анонимности опроса, не даны соответствующие обещания;

- не учтена вероятность неадекватных ответов из-за нежелания "подводить" коллег или начальство;

- респондентам позволяют уходить от темы разговора, навязывать обсуждение проблем, не относящихся к исследуемым;

- не устранено влияние лиц, находящихся рядом, делающих свои подсказки, комментарии, опровержения;

- продолжительность беседы оказалась больше, чем это допустимо для данной категории опрашиваемых.

Назад | Содержание | Читать дальше