Диагностика духовно-нравственного становления будущего учителя


Сухинина Е.Ф., преподаватель Константиновского педагогического колледжа.



Утверждение общечеловеческих ценностей в индивидуальном сознании является одной из фундаментальных проблем человечества. Поиск путей и способов ее решения находится в центре внимания теологов, философов, психологов и педагогов. Идет поиск особых методов и приемов, конструируются методики, позволяющие трасформировать общечеловеческие ценности в личностные.

Сложность этой работы состоит в том, что в XXв. разрушена иерархия ценностей, исчезли приоритеты, возникло огромное разнообразие ценностей. Во многих публикациях цитируются наборы ценностей, связанные с западным образом жизни, другие основаны на нравственных ценностях христианской религии. Ценности называются в идеальном выражении, но реальное положение дел значительно сложнее. Сознание человека разноголосно: в нем ведут диалог элементы разных культур, идет борьба добродетелей и пороков. Система ценностей реального человека является разнохарактерной, она задает ему желательный идеал личности, программу "каким быть", а также те цели, исходя из которых, он будет совершать действия и поступки.

В рамках ЛОО педагогическая наука предписывает воспринимать ученика таким, каков он есть, беря во внимание весь спектр ценностей с противоположными полюсами. Каковы его предпочтения и жизненные притязания, представления о должном, об идеалах и смыслах жизни? Какова система устремлений личности, а также характер этой устремленности?

Ответы на эти вопросы наша научно-исследовательская лаборатория получает в результате исследований, которые проводятся методом анкетирования. В начале обучения в педагогическом колледже мы выявляем уровень сформированности общечеловеческих ценностей в сознании студентов 1-х курсов. Выпускникам 9-11 классов предлагаем определиться в выборе цели жизни, идеалах, качествах личности, выразить отношение к знаниям, уровню образования и к будущей профессии учителя.

Результаты этого анкетирования обсуждается на педагогическом совете, психолого-педагогическом семинаре, используются классными руководителями, преподавателями, студенческим Советом для корректирования учебно-воспитательного процесса, определения приоритетных направлений внеаудиторной воспитательной деятельности, их целевых установок.

Реализуя программы: "Здоровье", "Учение", "Профессия", "Досуг", "Бытие и образ жизни", "Мой край родной", "Общение и культура" наш педагогический коллектив создает ситуацию востребованности личности студента, активизирует силы его саморазвития, что формирует личностный опыт будущего педагога.

За весь 3-4 летний период обучения проводится оценка уровня воспитанности студентов, его культуры, усвоения духовно - нравственных понятий.

В конце обучения накануне государственной аттестации для определения достижений в области нравственного становления студента научно-исследовательская лаборатория проводит анкету по выявлению духовно-нравственных ценностных ориентаций выпускников. Так в 2002 году опросом были охвачены 129 студентов. Из них: 75,4% женщин, 24,6% мужчин, в возрасте до 20 лет - 81,8%, старше 20 лет - 18,2%.

Высказывая отношение к происходящим в России переменам 7,6% опрошенных их полностью одобряют, одобряют, но не согласны с некоторыми мерами - 41,1%, считают, что реформы идут медленно-29,4%, затруднялись ответить - 21,9%.

Отношение к отмене смертной казни: одобряют - 34,2%, не одобряют 51,5%, затрудняются в ответе - 14,3%.

Более 65% ответили, что имеют идеалы и только 9,8% указали, что не имеют их. Четко определили свои цели почти 95% опрошенных. Конкретизируя цели своей жизни более половины опрошенных на первое место поставили "стремление полностью реализовать себя", 24,5% - "стать хорошим специалистом", 6,3% - достичь полной свободы и независимости и только - 2,8% хотят овладеть накопленными духовными ценностями.

Таким образом, стремление молодежи к труду, самореализации не потеряли своего значения.

Из личностных качеств у опрошенных на первом месте: гуманное отношение к людям - 83,2%, способность отстоять свою точку зрения - 48,3%, трудолюбие - 43,5%, уважение к женщине - 41,2%, уважение к старшим - 39,1%, стремление к знаниям - 34,5%. Значит, наши выпускники остаются верны гуманистическим представлениям, высоконравственным качествам личности. Это подтверждают ответы на вопрос, в котором предлагалось отметить черты, которые не нравятся современной молодежи: жестокость - 88,3%, равнодушие - 63,4%, отсутствие духовности - 25,3%, пристрастие к спиртным напиткам - 24,1%.

Полученные результаты говорят о понимании опрошенными себя как самоценностей, самостоятельных субъектов социума. На помощь родителей в будущем надеются лишь 11,2%. Более 70% выпускников полагают, что самораскрытию человека способствует его "служение людям".

Более 35% выпускников считают, что в России высшее образование должно быть обязательным, около 30% отдают предпочтение - средне -специальному. Своим детям хотели бы дать высшее образование - 97,6%, и лишь 0,3% - основное общее. Главной задачей современной школы будущие учителя считают: развитие личности - 64,3%, готовить к жизни -22,4%, давать знания - 13,3%.

Исследование показало, что наше общество в целом выходит из кризиса духовно-нравственных ценностей. Представления о высоких, благородных качествах личности преобладают в среде будущих педагогов, у большинства определены идеалы и цели жизни. Наши выпускники ориентированы на достижение успеха в выбранной профессии, получение высшего образования.

Оперативная полиграфия

Литература


1. Беляева В.А., Черных А.П., Певчева Т.В. Духовно-нравственное становление будущего учителя. Журн. Педагогика №5 - 1998г.

2. Буякос Т.М., Зевина О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей - культурных символов - в индивидуальном сознании. журн. Вопросы психологи № 5 - 1997г.

3. Гурова Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации. журн. Педагогика № 10 - 2000г.

4. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека. журн. "Педагогика" № 4 1998г.

5. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания. журн. "Педагогика" № 3 1998г.

6. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М.1995г.

7. Уменков В.М. Овсянников В.И. Ценностные ориентиры студентов педагогического вуза. журн. "Педагогика" № 5 1998г.

8. Фоменко В.Т., Кульпина Т.И. Система ценностей современного школьника. Сб. "Ученик в структуре ЛОО" г.Ростов-на-Дону, 1997г.